| ||||||||||
|
Зверёк Харьковский Такой вещи, как идеальный текст, не существует. Что такое хороший язык программирования и каким он должен быть? Всякое люди говорят: тут тебе и дуракоустойчивость (прошу прощения, "защита от новичка"), и Тьюринг-полнота, и формализуемость, и еще 1024 критерия. Ерунда! Все нижеследующее прошу рассматривать как эссе в вольном стиле, а не научную статью. Бывают языки красивые, бывают строгие, бывают такие, которым легко обучиться, и такие на которых легко писать. Их не используют. Бывают такие, в которых черт ногу сломит, - и на них пишет полмира1, но никто не любит. Бывают языки сложные и неочевидные: чтобы писать на них хорошие программы нужно учиться несколько лет и прочесть кучу книг. В них влюбляются, им посвящают стихи, о них спорят до хрипоты, визга и метания в собеседника банановой кожуры. Я - программист. Я знаю пять языков - и верен одному. Я прочел два десятка книг только об этом языке - а хотел бы две сотни. Я могу математически доказать правильность своей программы - и скрещиваю пальцы на удачу, когда запускаю программу на компиляцию. Я могу переписать строку восемью разными способами - но работает только девятый. Я безнадежен. Один мой коллега (и все профессора в институте) верит, что главное - это научиться программированию. Мол, человек, умеющий программировать вообще, за пару недель освоит новый язык и будет писать на нем великолепные программы. Поэтому в университетских курсах - огромное количество сухой2 теории, а языки преподаются на уровне пресловутого "Хелло, Ворлд". Но это все равно, что научить стихосложению вообще - а потом студент за пару недель осваивает финский или хинди и выдает первоклассные стихи, входит в историю поэзии и энциклопедический словарь. Абсурд! Каждый язык программирования – из тех, в которые влюбляются, - порождает свою культуру. Совершенно так же, как человеческий язык. У него есть свой букварь3. Но это - только самое-самое начало. Есть лексика – и даже нецензурная4 (как и в естественном языке, иногда она бывает к месту). Есть синтаксис. Это всё вещи понятные, относительно легко изучаемые и относительно легко формализуемые. Именно поэтому можно автоматизировать проверку синтаксической и лексической правильности как программы, так и данной статьи. Но и это всё - лишь начало. Ни "Война и мир", ни "безбашенная" проза Харуки Мураками, ни Linux не являются математически стройными системами. Их нельзя назвать написанными "правильно" или "неправильно". Более того и то, и другое, и третье можно было написать несчетным5 количеством способов - но написаны (и ценны) они именно такими. Нельзя "научить" писать эпиграммы, сказки или статьи, которые нравятся редакторам "Компьютерры". Каждое произведение - это результат творческого переосмысления опыта предыдущих поколений + немножко вдохновения + владение языком + собственный стиль Нельзя научить писать программы на C++ - это результат (см. выше). У C++ есть свои идиомы - краткие, но очень емкие конструкции. Есть традиции – и возможность плевать на них. Есть свобода выбора стиля. Есть возможность разными словами написать одну и ту же фразу. Есть классика и есть классики: Бьярн Страуструп, Джефф Элджер, Герб Саттер, Николай Джосаттис. На этом языке можно сказать двусмысленность – и не получить линейкой по рукам от компилятора6. Здесь есть место творчеству, здесь есть место спорам, здесь есть место 48-часовым марафонам по отладке программ. Есть тонкости, доступные только снобам. Здесь нет только одного – места, где можно было бы остановиться и сказать: всё, ничего нового для меня в этом мире не осталось. Поймите меня правильно: пользователю, в общем-то, плевать, на каком языке написана программа и насколько освоился в этом языке ее автор. В отличие от написания текстов, в программировании конечный продукт очень слабо связан со стилем и культурой автора текста7. Тем не менее, программа, которой "еще жить и жить" от версии к версии, просто обязана быть красивой – а не то в следующей версии никто уже не поймет, куда там дописывать новый кусок и почему старый до сих пор работает и "черт побери, кто вообще это писал?!" Но я вам другое скажу: программа, написанная с любовью и вдохновением, все же немножко другая. Не такая как вышедшая из-под клавиатуры человека, любимая фраза которого: "Надо сидеть и педалить код". Поймите меня правильно еще раз. C++, будучи изначально и по определению промышленным языком, является крайне неудачным выбором для промышленного производства. Там нужен язык другой – пригодный для производства штампованных программ штампованными программистами. Язык, который подразумевает только один вариант выражения мысли. Язык, на котором десять разных программистов по одному и тому же заданию напишут практически идентичный код8. Язык, в котором шаг влево, а равно и шаг вправо просто нельзя выразить средствами языка. Язык, который никто и никогда не будет любить. Я - программист. Мой любимый язык – C++. Это отвратительный язык. Я могу сказать на нем любую глупость. Мне не помогут и двести книг. Девятый вариант строчки тоже не сработал. Я безнадежен. 1 Программистского мира, естественно, раз уж мы о языках программирования. 2 Ну ладно – полусухой. 3 Кафедра программного обеспечения, курс "Язык C++", 48 часов. © расписание 2-го курса. 4 Скажите любому опытному программисту на C++ магическое слово goto. Только с безопасного расстояния. 5 В математическом, а не поэтическом значении этого слова. 6 ...а потом трое суток искать почему программа вылетает, когда i=17. 7 Разумеется, связан сильно, но совсем неочевидно для конечного потребителя. 8 Кстати, это уже шаг в сторону автоматической генерации программ или " Цель деятельности всех программистов – чтобы их деятельность стала не нужна". Статья размещена с любезного разрешения редакции журнала "Компьютерра" и лично самого автора. |